заглавие

Азат Ахунов
старший научный сотрудник Татарской
энциклопедии АН Республики
Татарстан

«Отец турков», друг татар, союзник России

•Судьба
•Взгляды
•Ататюрк и татары

В ноябре исполняется 65 лет со дня кончины первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Фамилию "Ататюрк" ("Отец турков") он получил от Великого национального собрания Турции в 1934 году при введении в официальный обиход фамилий: до этого турки обходились без них.
"Ленин турецкой революции", Мустафа Кемаль Ататюрк родился в 1881 году в Салониках в семье лесоторговца, бывшего таможенного чиновника. Мечтавший чуть ли не с пелёнок о военной карьере юноша воплощает свою мечту в жизнь: заканчивает военный лицей, затем офицерское училище, и, наконец, в 1905 году Академию генштаба в Стамбуле.
Став военным, Мустафа Кемаль принимает участие во всех военных и революционных событиях, охвативших в то время Турцию и сопредельные с нею страны. Он участвует в младотурецком движении, но после Младотурецкой революции 1908 года отходит от комитета "Единство и прогресс"; воюет на фронтах итало-турецкой (1911-1912), 2-й Балканской (1913) и 1-й мировой (1914-1918) войн. В 1916 году Мустафа Кемаль получает генеральский чин и титул паши. После первой мировой войны страны Антанты вторгаются в ослабевшую Турцию и пытаются её расчленить. В это время молодой генерал, уже заслуживший авторитет в военных кругах, возглавляет национально-освободительное движение, которое постепенно перерастает в буржуазно-национальную революцию. 23 апреля 1920 года Великое национальное собрание Турции, председателем которого был Мустафа Кемаль, объявляет себя носителем верховной власти в государстве. В сентябре 1921 года султан передаёт новому лидеру звание и должность Верховного главнокомандующего. Но Мустафа Кемаль не сталь почивать на лаврах и вновь ринулся в бой. На сей раз он проявлял героизм и бесстрашие в Греко-турецкой войне 1920-1922 годов. За победу турецкой армии в августе — сентябре 1921 года на реке Сакарья ему как главнокомандующему было присвоено высшее воинское звание маршала и почётный титул "гази" ("победоносный").
В ноябре 1922 года в Турции был упразднен султанат, а в марте следующего года — халифат. 29 октября 1923 года была провозглашена Турецкая республика, и Мустафа Кемаль стал её первым президентом, одновременно сохранив за собой пост Верховного главнокомандующего. Эти посты он занимал до своей смерти.
Ещё в 1920 году Ататюрк обращается за помощью к Советской России. Большевики оказывают Турции солидную материальную и военную поддержку, устанавливают с ней дипломатические отношения. Нет, руководитель Турецкой республики не был поклонником коммунистических идей, а действовал из чисто прагматического расчёта. Известно, что коммунистов Мустафа Кемаль не любил и после прихода к власти запретил турецкую компартию. Дружба с Советской Россией была для Ататюрка "браком по расчёту", помогавшим прорвать кольцо военной блокады со стороны Антанты, а позже получать военную и материальную помощь. Например, по договору с Россией правительству Мустафы Кемаля было передано свыше 10 млн. рублей золотом. Кроме того, в Турцию были отправлены обозы с артиллерийскими орудиями, пулемётами, винтовками, саблями и другим военным снаряжением.
Решив первостепенные проблемы, Кемаль жёсткой рукой приступил к реформам, которые вызвали взрыв негодования в традиционном турецком обществе. За его "шоковую терапию" старые султанские власти объявили Мустафу Кемаля государственным преступником и вынесли ему смертный приговор. Кроме того на него было организовано несколько покушений, которые, однако, не достигли цели. Судьба даст возможность реформатору воплотить в жизнь большинство своих планов и замыслов.

Реформы Ататюрка
Президент Турции был убеждённым сторонником коренного изменения всей структуры турецкого общества. Это касалось не только экономики, но и гуманитарной сферы. При нём была принята новая форма правления с президентом, парламентом и конституцией. Однопартийная система диктатуры Кемаля продержалась более 20 лет и лишь после его смерти была заменена многопартийной. Резкий протест в обществе вызвали его реформы в религиозной сфере. Мустафа Кемаль упразднил древнюю должность шейх-уль-ислама — духовного лидера турков, закрыл некоторые религиозные школы и колледжи, а позже запретил шариатские суды. Все религиозные учреждения стали частью государственного аппарата. Был создан специальный департамент, который занимался мечетями, церквями и монастырями, назначением и смещением имамов, муэдзинов и проповедников, контролем за муфтиями. Коран был переведён на турецкий. Призыв на намаз — азан стал звучать на турецком языке. Правда, попытка полного отказа от арабского языка при исполнении религиозных обрядов всё же не увенчалась успехом: многовековые традиции оказались сильнее. Однако вместо пятницы выходным днем кемалисты объявили воскресенье. Мечеть Айя-София в Стамбуле превратилась в музей — тем самым были сняты многовековые споры. В быстро разраставшейся Анкаре практически не строили культовых сооружений.
Стремление одним махом покончить со старыми традициями приводило к тому, что турецкие офицеры — младотурки среди белого дня стали пить коньяк и закусывать его ветчиной, совершенно не обращая внимания на протесты своих более религиозных сограждан. Попытки сторонников старых порядков вернуть всё на свои места подавлялись самым жестоким образом. В 1925 году один из суфийских шейхов возглавил выступление против властей. За это Мустафа Кемаль обрушился на всех дервишей, распустил их ордена, запретил собрания, церемонии и особую одежду. Если Пётр I боролся с бородами, то кемалисты ополчились на традиционный турецкий головной убор феску. Был издан декрет, который требовал от чиновников носить костюм, "общий для всех цивилизованных наций мира". Поначалу обычным гражданам позволялось одеваться как они хотят, но вскоре нововведения коснулись и их — фески объявили вне закона и в стране стали насильно вводить европейскую одежду.
Множество изменений коснулось орфографии и алфавита. Введение в 1920-1930-х годах латиницы для тюркских языков в Советском Союзе подтолкнуло к тому же и Мустафу Кемаля. Новый турецкий алфавит был подготовлен за несколько недель. Его введение ознаменовало собой окончательный разрыв с прошлым. Затем последовало более смелое наступление на персидские и арабские заимствования. Реформаторы из лингвистического общества ополчились против арабских и персидских слов как таковых и стремились изгнать их из турецкого языка любыми способами. Взамен они предлагали "исконно турецкие" слова из диалектов, других тюркских языков и древних текстов, а когда ничего подходящего не находилось, изобретали новые слова.
Реформы Ататюрка хоть и проводились с перехлёстами, со временем стали давать свои плоды. Примером тому служит развитая, несмотря на нынешний кризис, экономика страны, высокий уровень образованности населения, а также неослабевающая, доходящая до культа личности любовь турков к своему вождю-реформатору.

Ататюрк и татары
В 1892 году в офицерском училище "Ирадэи сэния илэ Хэрбия мэктебе" появился новый преподаватель. Это был известный татарский писатель, автор первого татарского романа "Хисаметдин менла" Муса Акъегетзаде, в Турции Мехмет Муса (1864—1923). В училище он преподавал русский язык и экономику. В 80-е годы XIX века Муса Акъегетзаде уехал из России, после окончания школы высших чиновников "Мулкия" находился на турецкой государственной службе и одновременно занимался преподавательской деятельностью. Интересно, что именно в это самое училище, где работал Муса Акъегетзаде, поступил на учёбу будущий президент Турецкой республики, а тогда обыкновенный курсант Мустафа Кемаль. Неизвестно, встречались ли они в аудиториях, но не исключено, что Мустафа постигал премудрости экономики по учебнику, который незадолго до этого написал бывший татарский литератор. Кто знает, может быть именно эта книга сыграла свою роль в формировании экономических взглядов будущего лидера турок.
Большим уважением Ататюрка пользовался Юсуф Акчура (1876—1938), татарский общественный и политический деятель, с 1923 года советник президента Турции по ключевым вопросам политики и культуры. Мустафа Кемаль высоко ценил своего советника за независимость суждений. Так, поддержав реформы Ататюрка, Акчура не соглашался с таким "перегибом", как закрытие медресе и мечетей. Тем не менее лидер Турции благоволил ему и в 1931 году назначил председателем Турецкого исторического общества, а в 1932-м поручил руководить работой I Турецкого исторического конгресса. На одном из банкетов, данных в честь приезда советской делегации, Мустафа Кемаль предоставил слово Акчуре. На прекрасном русском языке татарский учёный сделал доклад, который приятно удивил советских функционеров. В частности, Юсуф Акчура положительно оценил роль народников в истории России, по масштабу личности поставил Ленина рядом с Львом Толстым, охарактеризовал его как героя, "рождённого на гребне противостояния Востока и Запада", а также одобрительно отозвался о предоставлении большевиками автономий малым народам Советской России. Позже Юсуф Акчура неоднократно использовался турецкими властями в контактах с советской стороной через посла СССР в Турции.
Преподаватель Стамбульского и Анкарского университетов, выпускник Сорбонны, татарский политический деятель Садри Максуди (1878—1957) выдвинул программу совершенствования турецкого языка, избавления его от арабо-персидских заимствований. Выпустив в 1930 году книгу "Во имя турецкого языка" ("Тюрк дили ичин"), он окончательно завоевал симпатии Ататюрка. Интересна история их знакомства и дружбы. Ещё в 20-е годы прошлого века, когда Садри Максуди жил во Франции и не думал уезжать из этой благополучной страны, где у него был и дом, семья, и хорошо оплачиваемая работа, он, будучи по натуре тюркофилом, с большим вниманием следил за развитием событий в Турции. Конечно, ему хотелось быть в центре событий и самому участвовать в строительстве нового тюркского государства. В Турции также внимательно следили за карьерой татарского учёного и однажды ему поступило официальное предложение переехать в Турцию и заняться преподавательской работой.
Для начала Садри Максуди решил съездить в Турцию с лекциями — хотел своими глазами увидеть достижения Турецкой республики и по возможности познакомится со своим кумиром. В ноябре 1924 года татарский учёный прибыл в Турцию. Его лекции "Взгляд на тюркскую историю", "Тюркское единство", "Роль академий в развитии и совершенствовании языков" вызвали самые восторженные отклики и неоднократно прерывались аплодисментами. Состоялась и долгожданная встреча с Ататюрком. Максуди поручили преподавать совсем новый и не разработанный предмет "История тюркского права". Надо сказать, что Садри Максуди с блеском справился с поставленной задачей и написал прекрасный учебник по этому предмету. Всё это вызвало уважение Ататюрка. Если к другим своим приближённым он обращался на "ты", то Садри Максуди неизменно говорил "вы". Он часто приглашал его на застолья во дворец, где они в неформальной обстановке обсуждали многие важные государственные проблемы. Известно, что состоялось свыше ста подобных встреч. По своему статусу Максуди фактически являлся личным советником Мустафы Кемаля. Впрочем, этой дружбе однажды пришёл конец. Прогрессирующая болезнь Ататюрка сделала его резким и обидчивым. Выразив недовольство по одному из критических высказываний Максуди, он тут же отдалил его от себя и, мало того, организовал травлю учёного в прессе. Но Максуди остался верен своему кумиру и когда узнал о смерти Ататюрка, плакал навзрыд.
С большим почтением руководитель Турецкой республики относился ещё к одному татарину — археологу и этнологу Хамиту Зубейру Кушаю (1897—1984), выходцу из села  Тлянче - Тамак  Мензелинского уезда. В 1909 году Кушай переезжает с родителями в Турцию, заканчивает медресе в Салониках, позже он учится в известных востоковедных центрах Венгрии и Германии, избирается действительным членом различных европейских и азиатских научных институтов и обществ. Благодаря прямой поддержке Ататюрка удачно складывается его карьера и в Турции. Хамит Зубейр Кушай является одним из организаторов Турецкого исторического и Турецкого лингвистического обществ.
Не до конца изучена история взаимоотношений татарского политического деятеля Мирсаида Султан-Галиева (1892—1940) и Ататюрка. По некоторым сведениям, Мустафа Кемаль приглашал известного политика-большевика переехать в Турцию, но тот якобы отказался.
Однако не всё было так гладко во взаимоотношениях Ататюрка и татар. Идя на поводу Советов, Ататюрк вынужден был время от времени закручивать гайки, и в первую очередь это касалось бывших граждан Советской России. В начале 1930-х годов были закрыты издания азербайджанских националистов, а в 1936-м дошла очередь и до татар. В Республиканском архиве в Анкаре хранится любопытный документ. Речь в нём идет о запрете распространения в Турции татарской эмигрантской газеты "Милли байрак" ("Национальное знамя"), которая издавалась в городе Мукден (Манчжурия) под руководством Гаяза Исхаки. В документе отмечалось, что газета "ведёт мощную пропаганду против дружественного Советского государства, а также занимается систематической религиозной пропагандой". Приказ о запрете был подписан самим Ататюрком...

Особенности характера Ататюрка
Мустафа Кемаль был достаточно скромен в быту, вёл довольно-таки спартанский образ жизни. Деньги, поступавшие на его имя, он отдавал государству или партии, либо жертвовал на различные благотворительные цели, переводил на счета научных и культурных обществ. Известно, что согласно его последней воле всё имущество первого турецкого президента стало достоянием Народной (с 1924 года Народно-республиканской) партии, создателем и лидером которой он был.
Биографы Ататюрка отмечают его благожелательность к друзьям и гостеприимство, но одновременно и суровую сдержанность в общении, некоторую отчуждённость от собеседников и просителей. Личная жизнь турецкого лидера складывалась неудачно. В 1923 году он заключил гражданский брак с некой Латифе-ханум, выпускницей Сорбонны, но их совместная жизнь не сложилась. У них не появилось детей, да и Латифе-ханум больше чем положено вмешивалась в политические дела мужа. Авторитарному Кемалю это не понравилось и через два года брак распался. В дальнейшем Кемаль никогда больше не предпринимал попыток жениться.
Поговаривают, что он увлекался алкоголем и что, мол, это и послужило причиной его ранней кончины. Известно, что в 1927 году Мустафа Кемаль после перенесённого инфаркта обращался к немецким врачам. Те рекомендовали ему отказаться от спиртного и ночного образа жизни, но он не прислушался к их советам. Во всяком случае диагноз его смерти — цирроз печени.
Он умер в Стамбуле 10 ноября 1938 года в возрасте 57 лет. Прощание с "отцом турецкой нации" продолжалось девять дней. Только из скорбевших вместе с Турцией стран Европы прибыли 13 вагонов венков и букетов цветов. Похороны превратились в огромное траурное шествие с горящими факелами, пушечной пальбой, рыданием тысяч людей. Спустя пятнадцать лет, 10 ноября 1953 года останки Ататюрка с великими почестями были перенесены в возведённый на самом высоком месте столицы мавзолей из белого мрамора.

 

| 2006 © by Rareton

 


Hosted by uCoz
Rambler's Top100 Rambler's Top100